Маркировка российских подшипников наносится на торцевую сторону колец с использованием методов клеймения, травления или электроискровой обработки. На внешней стороне внешнего кольца применяют электрохимическое травление.
Маркировку на кольцах не наносят в некоторых случаях для миниатюрных и прецизионных подшипников. В таких ситуациях их указывают в сопроводительных документах и на упаковке.
Маркировка подшипников качения включает основную маркировку и вспомогательные символы.
Основная маркировка описывает основные характеристики подшипника:
  • кольца и тела качения изготовлены из подшипниковой стали ШХ15;
  • класс точности 0 по ГОСТ 520;
  • сепаратор, установленный для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.

Последовательность расположения символов основной маркировки соответствует одной из следующих схем:

Подшипники с внутренним диаметром до 10 мм, за исключением подшипников с внутренним диаметром 0,6; 1,5; 2,5 мм:Подшипники с внутренним диаметром от 10 мм и более, за исключением подшипников с внутренним диаметром 22; 28; 32; 500 мм и более:
1111eefcb586 - Маркировка российских подшипников22222222eefcb586 - Маркировка российских подшипников

Маркировка внутреннего диаметра подшипника:

Такая маркировка зависит от его размера. Если диаметр составляет от 1 до 9 мм и является целым числом, то он маркируется цифрой, соответствующей номинальному диаметру. Диаметры 10, 12, 15 и 17 мм маркируются цифрами 00, 01, 02 и 03 соответственно. Если диаметр находится в диапазоне от 20 до 495 мм и кратен 5, то он маркируется двухзначными цифрами, полученными от деления номинального диаметра на 5.

В случае если внутренний диаметр равен 0,6; 1,5; 2,5; 22; 28; 32 мм или находится в диапазоне от 500 до 2000 мм, то он маркируется числом, равным номинальному диаметру, отделенным знаком дроби от остальных знаков основной маркировки, например, 10079/560.

Если внутренний диаметр является дробным числом в диапазоне до 10 мм, то ему присваивается обозначение ближайшего целого числа, при этом на втором месте основной маркировки ставится цифра 5. Если же диаметр находится в диапазоне 10…19 мм и отличается от 10, 12, 15 и 17 мм, то ему присваивается обозначение ближайшего из указанных диаметров, при этом на третьем месте основной маркировки ставится цифра 9.

При внутреннем диаметре в диапазоне от 20 до 495 мм, выражен дробью или целым числом, но не кратен 5, то он маркируется целым приближенным частным от деления значения диаметра на 5. В этом случае на третьем месте основной маркировки ставится цифра 9.

Вспомогательные символы маркировки:

Обычно символы маркировки располагают справа и слева от основной маркировки.
Они записываются с прописной буквы, а вспомогательные символы слева отделяются от основной маркировки знаком тире.
Расшифровка и порядок расположения символов, обозначающих вспомогательные требования, соответствуют следующей схеме.

Вспомогательные символы обозначают следующее:
  • категория – буква А или В обозначает наличие дополнительных технических требований, установленных в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке. Символ категории С не указывается. Символы, указанные перед обозначением категории А и В, обозначают вспомогательные технические требования;
  • момент трения – цифра 1, 2, 3… обозначает норму момента трения. При этом в условной маркировке радиально-упорных и радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе на месте обозначения радиального зазора указывается буква М;
  • радиальный зазор – цифра 1,2,3… обозначает группу радиальных зазоров по ГОСТ 24810;
  • класс точности – обозначение О, X, 6, 5, 4, 2 характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников. Буква «У», стоящая после символа класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте;
  • подшипник повышенной грузоподъемности – буква А;
  • конструкция подшипника – буква Н обозначает:
    – радиальный роликовый двухрядный сферический подшипник с кольцевой проточкой и отверстиями для смазки по ГОСТ 5721, ГОСТ 24696 и ГОСТ 24850;
    – радиальный роликовый подшипник с короткими цилиндрическими роликами и габаритами по ГОСТ 5577;
    – упорный шариковый одинарный или двойной подшипник с размерами диаметра свободного кольца по ГОСТ 7872;
Вспомогательные символы по материалам:
  • материал деталей – обозначения (цифры указывают на последующие исполнения):
    • Ю,Ю1… – все детали подшипника или часть деталей из нержавеющей стали;
    • Х, Х1… – кольца и тела качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из цементируемой стали;
    • Р, Р1… – детали подшипника из теплостойких (быстрорежущих) сталей;
    • Г, Г1… – сепаратор из черных металлов;
    • Б, Б1… – сепаратор из бронзы без олова;
    • Д, Д1… – сепаратор из алюминиевого сплава;
    • Е, Е1… – сепаратор из пластических материалов;
    • Л, Л1… – сепаратор из латуни;
    • Я, Я1… – детали подшипника из редко применяемых материалов (твердых сплавов, керамики, стекла и др.);
    • Н, Н1… – кольца и тела качения или только кольца (в том числе одно кольцо) из модифицированной жаропрочной стали (кроме подшипников радиальных роликовых сферических двухрядных);
    • 3, 31… – детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками (кальций, кобальт и др.);

Второстепенные вспомогательные символы:

  • конструктивные изменения – обозначение К, К1… с цифрами в порядке исполнения. Для роликовых цилиндрических подшипников буква «К» означает стальной штампованный сепаратор. Для шариковых радиально-упорных подшипников К, К6 и К7 определяются по ГОСТ 832:
  • роликовые подшипники с модифицированным контактом – обозначение М, М1… с цифрами в порядке исполнения;
  • специальные технические требования – обозначение У, У1… – ужесточенные требования по шероховатости, по точности вращения и др. с цифрами в порядке исполнения;
  • требования к температуре отпуска – Т, Т1…Т 4 – обозначение температуры стабилизирующего отпуска при изготовлении (160, 180, 200, 250, 300°С соответственно);
  • смазка – обозначение С, С1… указывает на особые требования к смазке;
  • герметизация – обозначение П, П1… обозначает подшипники с уплотнением, защита от пыли или грязи;
  • покрытие – обозначение О, О1… для специальных покрытий, таких как антикоррозийные;
  • устойчивость к агрессивным средам – обозначение К, К1… для подшипников, используемых в агрессивных средах.

Примеры условной маркировки подшипников:

  • 100009/560 – подшипник радиальный однорядный с внутренним диаметром 560 мм;
  • 6205 – подшипник радиальный однорядный с внутренним диаметром 25 мм и наружным диаметром 52 мм;
  • 7206A – подшипник радиально-упорный однорядный с внутренним диаметром 30 мм, наружным диаметром 62 мм, углом контакта 30° и дополнительными техническими требованиями категории А;
  • 81105TN – подшипник упорный роликовый цилиндрический с внутренним диаметром 25 мм, наружным диаметром 42 мм, сепаратором из пластического материала.

Важно учитывать, что правильная маркировка подшипников позволяет точно определить их параметры, соответствующие требованиям конкретных условий эксплуатации. Пренебрежение этими данными может привести к неправильному выбору подшипника, что в свою очередь может вызвать преждевременный износ или поломку оборудования.

Выбор подшипников:

При выборе подшипников следует учитывать следующие параметры:

  • нагрузка – радиальная, осевая или комбинированная;
  • скорость вращения – максимальная и рабочая скорости;
  • условия эксплуатации – температура, влажность, агрессивные среды;
  • требования к точности – класс точности подшипника;
  • желаемый срок службы – требования к долговечности подшипника.

Также важно правильно установить подшипник, обеспечив его правильную смазку и защиту от загрязнений. Для этого следует использовать специальные инструменты и методы, рекомендованные производителем подшипников.

Выбор подшипников должен основываться на тщательном анализе условий эксплуатации и требований к надежности оборудования. В случае сомнений или необходимости в дополнительных консультациях, рекомендуется обращаться к специалистам в области подшипников и смазочных материалов.

Больше о маркировке подшипников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *