Приводная цепь – универсальное, выносливое оборудование, предназначенное для передачи крутящего момента. Конструкция состоит из последовательно соединенных звеньев определенной конфигурации, изготавливается в соответствии с ГОСТ и другими стандартами. Соответствующие типы цепей используются в сельскохозяйственной технике, промышленных машинах и механизмах. Имеет значение, в каких условиях планируется использовать привод, какая нагрузка будет действовать на механизм.
Отличия от ременных передач
Промышленные цепи выполняют несколько функций. Они используются в производственных системах, в инструментах и оборудовании. Можно купить механизмы, выполняющие тяговую, грузовую и приводную функции. Конструкции, состоящие из звеньев, передают крутящий момент при помощи вращающихся звездочек. По их зубьям происходит проскальзывание цепи. Основные особенности привода представленного типа следующие:
- Лента может изгибаться в одной плоскости. Заказать привод представленного типа можно для параллельно расположенных валов.
- Угол обхвата звездочек не имеет большого значения при передаче усилия.
- Не нужно натягивать цепь, так как зацепление обеспечивают звенья звездочек.
- Межосевое расстояние может быть любым.
- Привод может передавать усилие сразу нескольким валам.
Представленный способ передачи крутящего момента может быть как повышающим, так и понижающим. Параметры цепного привода выбирают в соответствии с условиями эксплуатации, типом оборудования.
Разновидности
Производители изготавливают разные виды конструкций. Они отличаются стоимостью, конструкцией, предельной нагрузкой и рядом других характеристик. Изготавливаются следующие передачи:
- Тип: зубчатые, роликовые, втулочные.
- Число рядов: однорядные или многорядные.
- Регулировка провисания: используются натяжные звездочки или специальные устройства для натяжения.
- Конструкция: закрытые, открытые.
- Влияние на вращение валов: понижающие, повышающие.
Размер ленты можно увеличить, используя специальные звенья. Они бывают переходными и соединительными. В соответствии с принятыми стандартами цепной привод изготавливают из нержавеющей или углеродистой стали.
Маркировка
При изготовлении товаров производители указывают информацию о типе привода. Для этого применяется специальная маркировка. В России используется следующая система обозначений:
- ПРЛ. Цепь однорядная нормальной точности.
- ПРД. Длиннозвенная роликовая конструкция.
- ПРИ. Усиленная конструкция с выгибом пластин.
- ПРУ. Однорядная усиленная конструкция.
- ПВ. Втулочный привод.
- ПР. Повышенная точность роликовой конструкции.
В маркировке также указывается количество рядов. Например, двухрядные приводы обозначают 2ПР.
Преимущества
Цепные передачи отличаются рядом положительных качеств. Благодаря преимуществам привода он широко используется в разных механизмах. Преимущества цепи следующие:
- Высокая прочность, благодаря которой конструкция выдерживает высокие нагрузки.
- Допускается использовать сразу несколько ведомых звездочек.
- Передача крутящего момента осуществляется на большие расстояния (до 8 м).
- Уровень радиальной нагрузки на валы в 2 раза меньше, чем в ременной передаче.
- Высокий КПД (от 90 до 98 %), что обеспечивается за счет отсутствия проскальзывания при передаче энергии.
- Можно передавать мощность до нескольких тысяч киловатт.
- Скорость движения может достигать 40 м/с. При этом передаточное число достигает 10.
- Размер механизма небольшой.
Цена обслуживания и замены цепного механизма низкая. Не нужно обеспечивать высокое натяжение.
Недостатки
У цепной передачи есть и недостатки. О них нужно узнать прежде, чем оформлять доставку у поставщика. Количество минусов у цепной передачи меньше, чем у других типов приводов. Использование цепи для передачи крутящего момента отличается следующими недостатками:
- Механизм сложно и дорого изготавливать.
- Невозможно использовать цепь для реверсирования без полной остановки.
- Обязательно используются картеры.
- Подача смазки к трущимся металлическим поверхностям не всегда удобна, особенно в районе шарнирных звеньев.
- Если количество зубьев небольшое, обеспечить постоянную скорость передвижения нельзя. Из-за этого в движении появляются колебания.
- При работе цепи издают шум, особенно если привод движется с большой скоростью.
- Валы должны быть правильно расположены по отношению друг к другу.
Работу цепного механизма нужно постоянно контролировать. Его часто обслуживают, чтобы избежать быстрого износа.
При грамотной эксплуатации цепи для передачи крутящего момента можно свести к минимуму существующие недостатки, используя преимущества.