Трехфазный или однофазный электродвигатель эксплуатируется в разных условиях. Оборудование изготавливается в соответствии с отечественными стандартами. Одной из важных характеристик является климатическое исполнение электродвигателей. Это показатель, отражающий, в каких условиях разрешается использовать мотор. Нарушая требования производителя для общепромышленных двигателей, нельзя обеспечить долгую и продуктивную работу агрегата.
Особенности стандартов
Моторы, изготовленные по российским ГОСТ, стандартам DIN, имеют соответствующую маркировку. Цифры и буквы показывают, в каких условиях разрешается работа электрического оборудования. Выпускаются виды устройств, которые эксплуатируются в холодном или теплом климатах. Требования стандартов учитывают при изготовлении двигателей отечественного производства. При определении категории техники учитывают следующие параметры среды:
- температура окружающей среды;
- влажность воздуха;
- предельные колебания температуры.
Кроме перечисленных факторов, компании, изготавливающие электромоторы, учитывают, будет ли устройство работать внутри помещения, предусмотрена ли здесь принудительная вентиляция.
Прежде чем купить новую технику, заказчики учитывают, в каких условиях прибор будет эксплуатироваться. Чтобы оборудование работало хорошо, важно обеспечить правильные условия хранения, транспортировки.
Нормы
Синхронные и асинхронные моторы, двигатели постоянного тока, а также другие электроприборы соответствуют Госстандарту 15150. В представленном ГОСТ есть таблица с расшифровкой маркировки электрических машин. Это набор букв, цифр, которые отражают, в каком температурном режиме разрешается использовать оборудование. Стандарт регламентирует, можно ли использовать электродвигатель на открытом воздухе, или корректная работа агрегата возможна в помещении.
Качество устройства не будет иметь значения, если прибор работает в несоответствующих условиях. Требования ГОСТ обязательны для выполнения. Соответствие нормам и требованиям обеспечивает надежную, безопасную работу электродвигателя.
Чтобы заказать соответствующий мотор, нужно обратить внимание на буквенно-цифровую маркировку. Зная, что обозначает указанная комбинация, можно заказать подходящее устройство онлайн.
Климатическое исполнение
Маркировка показывает, насколько защищены внутренние элементы конструкции. Это определяет стоимость устройства. Чем более неблагоприятная среда, в которой работает электродвигатель, тем выше цена устройства. Заказать доставку электродвигателей можно со следующим климатическим исполнением:
- У – умеренная климатическая зона (-45…+45⁰С);
- ХЛ – для северных районов (-60…+40⁰С);
- УХЛ – умеренно-холодный климат (-60…+40⁰С);
- М – приморские районы (-40…+40⁰С);
- Т – тропики (+1…+50⁰С);
- О – все климатические зоны с умеренной влажностью (не подходят для прибрежных районов);
- ОМ – приморские районы от северных областей до тропиков (-40…+40⁰С);
- В – устройства подходят для всех видов климата (-60…+50⁰С).
Кроме климатического исполнения в маркировке указывается тип размещения электродвигателя. Это не менее важная характеристика, которую учитывают при выборе оборудования.
Тип размещения
Когда заходит речь о климатическом исполнении, обязательно учитывают тип размещения электрооборудования. Показатель обозначается цифрами:
1 – под открытым небом;
2 – на открытом воздухе под навесом или в неотапливаемом помещении без окон;
3 – в помещении без системы регулировки климатических условий;
4 – в помещениях с отоплением и вентиляцией;
5 – в закрытых помещениях с повышенной влажностью.
Существуют некоторые подкатегории климатического исполнения и размещения. В нашей стране чаще эксплуатируются электрические двигатели класса У1, У2, У3. В северных районах покупают моторы ХЛ, УХЛ. На производствах, в промышленных помещениях обычно используют электроустановки типа У2 и У3. Они в меньшей степени защищены, по сравнению с техникой У1.
Особенности защиты
Во внешней среде имеется ряд неблагоприятных факторов, которые могут влиять на элементы конструкции мотора. Если техника используется в холодных климатических зонах, материалы не должны деформироваться, трескаться при снижении температуры до рекордно низких показателей. Даже при температуре -60⁰С двигатель будет работать в штатном режиме.
Корпус имеет специальную изоляцию, производится из материалов с низким температурным расширением.
Если мотор будет эксплуатироваться в жарком климате, конструкция имеет качественную систему защиты от перегрева. Во влажном климате используют устройства из материалов, устойчивых к окислению.